Версия для слабовидящих

Технология использования морской соли

Технология использования морской соли

как средство индивидуализации образовательного процесса и взаимодействия воспитателя с учителем-логопедом в соответствии  с

ФГОС дошкольного образования

 

     Аннотация. В статье рассмотрены  вопросы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ  в соответствии с ФГОС ДО. Автор раскрывает  идею инновационной технологии применения морской соли, рассматривает возможность организации взаимодействия специалистов ДОУ  и воспитателя ДОУ через использование морской соли и представляет ряд методических разработок.

 

  

   Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления всех сторон речи. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе, во многом определяет его будущий социальный статус.

 

     В соответствии с ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает в себя — овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и т.д.

         

     Для реализации целей и задач ФГОС   очень важным фактором будет взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда, т. е. реализация идеи  комплексного сопровождения ребенка в детском саду, где ведущим принципом выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников. Только  систематическое взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по проблемам профилактики и  коррекции нарушений позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.

 

      Взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом реализуется в разных формах (совместное планирование, оснащение развивающей среды, тетрадь взаимодействия, проведение совместных интегрированных мероприятий). Сегодня я предлагаю такую инновацию технологию, как «Использование морской соли в речевом развитии детей».

 

     Морская соль всегда у нас ассоциируется с летним отдыхом, морем, отличным настроением, да и целебные свойства моря нам известны с давних времен.

 

       Морская соль по сути это хлорид натрия, но в нем содержится огромное количество макро, микроэлементов, минеральных веществ. В составе морской соли содержится около ста минералов, это почти вся таблица Менделеева. Калий, бром, цинк, медь, йод, селен, железо, кальций и другие элементы, являются составляющими морской соли. Все элементы, которые входят в состав морской соли положительно влияют на наш организм в целом.

     Соответственно, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух оздоравливающими испарениями.  Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, органов дыхания, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, раздражая нервные окончания, развивая  мелкую моторику рук.

 

       Разработанный цикл упражнений направлен на максимально эффективное развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование упражнений с применением морской соли, что в свою очередь поможет решить главную проблему – преодоление речевых нарушений.

Данный цикл упражнений помогает решить следующие задачи:

  • развивает тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  •  снимает мышечную напряжённость;
  •  совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  •  способствует расширению словарного запаса;
  •  позволяет развивать фонематический слух и восприятие;
  •  способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • повышает мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом.

     Необходимые оборудование и материалы:сухая морская соль, контейнеры с крышкой, бумажные салфетки, мелкие предметы (крышки от пластиковых бутылок, детали от конструктора «лего», игрушки «киндер» и т.д.)

     С целью усиления оздоравливающего эффекта один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, что бы обогащать воздух целебными свойствами.

    

 

Методические рекомендации по обучению детей упражнениям  с морской солью.

    Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с морской  солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словесной инструкцией. Ребенку разрешается потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы. Детям можно рассказать сказку или рассказ  о море, можно организовать  исследовательскую  деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.

    

     Выделяют основные движения, которыми ребенок должен владеть:

- сжимание кисти в кулак и разжимание

- вращательные движения указательными пальцами

- потирание ладони о ладонь

- соединение пальцев каждой руки в щепоть

- удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша

 

Упражнения для пальцев и кисти руки:

Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.

“Солим суп”

Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.

 

“Бурим скважину”

Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения.

 

“Кошечка”

Описание: мягко погрузить в соль только подушечки пальцев.

 

“Дождик”

Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.

 

“Топотушки”

Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.

.

“Грозовая туча”

Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.

 

“Пальчики здороваются”

Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.

 

“Сооружаем горку

Описание: сгребать соль ладонью в горку.

 

“Вышла курочка гулять”

Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.

 

“Жили у бабуси два веселых гуся”

Описание: пальцы щипают соль.

.

“Ищем клад”.

В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы,  пробки от пластиковых бутылок, детали «лего»  и т.д.

 

“Строители”

С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.

 

“Художники”

Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.

 

Упражнения и игры с использованием речевого материала, предложенного учителем-логопедом:

 

Упражнение на развитие фонематического слуха и восприятия

Задание: Если ты услышишь звук [л], спрячь ладошки в соли. На другие звуки – руки держи над солью (воспитатель произносит согласные звуки, ребёнок выполняет соответствующие движения).

 

Упражнение на автоматизацию  изолированных звуков

Задание: Возьми в оба кулачка соль и насыпь ее горкой, произнося  при этом «ш-ш-ш». Теперь разрушь свою горку со звуком «с-с-с».

 

Упражнения на автоматизацию и дифференциацию

звуков в слоге

Задание: Из камешков построй дорожку на соли. Шагай двумя  пальчиками по дорожке и повторяй «шла-шло-шлу», «сла-сло-слу» и т.д.

 

Упражнения на автоматизацию и дифференциацию

звуков в слове

Задание: В соли   для тебя закопаны игрушки. Аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [Л] и [Р] произноси правильно. Разложи игрушки к картинкам - со звуком [Л] к «лампе», со звуком [Р] к «рыбе». 

 

 Упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков во фразе

Задание:  в левом верхнем углу нарисуй девочку. Придумай ей имя со звуком [с] (Соня, Саша, Света). Соня нарисовала воздушный шар.  Нарисуй  справа внизу от Сони свой воздушный шар. Придумай предложение про Соню и воздушный шар (Соня купила воздушный шар. Соня надула воздушный шар. и т.д.)

 

Упражнения на развитие связной речи.

Задание: Подул сильный ветер, и разлетелись все странички  из книжки, да еще и солью морской их припорошило. Найди все странички и составь рассказ.

 

Таким образом,  мы видим,  как можно разнообразить  упражнения, исходя из поставленной цели учителем-логопедом.  Детям тоже интересны такие увлекательные занятия, которые значительно отличаются от традиционных в тетрадях по заданию логопеда. Дети всегда с нетерпением ждут, когда их руки погрузятся в «морскую пучину». Теперь задания из тетради «Взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя» вызывают только положительные эмоции, как у детей, так  и у меня.

     Свой опыт я предложила коллегам и провела мастер-класс «Технология использования морской соли».

     Не остались в стороне и родители, они тоже интересуются, как провести опыты с солью, как правильно организовать работу, т.к. дети с увлечением рассказывают о «солевых приключениях» и «требуют» всё повторить дома, чтобы научить своих близких, поделиться своим опытом.

Диагностика

  Итак, сочетание пальчиковой гимнастики и морской соли  это несложный,  интересный и увлекательный вид деятельности для ребенка, который позволит достичь положительных результатов в развитии мелкой моторики детей и  будет способствовать преодолению речевых нарушений, а так же развитию основных компонентов речи. Всё это дает возможность рекомендовать технологию использования морской соли и воспитателям, и родителям в организации деятельности детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки, а также развития всех компонентов речи.

 

     

 

 

Комментарии